Добро пожаловать! Почитать инструкцию.
Тотем:Бобр
Модератор: Майя
Название
Слово «бобр» унаследовано из праиндоевропейского языка (ср. нем. Biber; жем. Bėbros), образовано неполным удвоением названия коричневого цвета. Реконструируемая основа *bhe-bhru-.
Примечательно, что слово бобр означает животное из отряда грызунов с ценным мехом, а бобёр — мех бобра: бобровый воротник, одежда на бобровом меху.
Происхождение
Впервые бобры появляются в Азии, где их окаменелые останки датируются эоценом. Наиболее известные из вымерших бобров — это гиганты времён плейстоцена, сибирский Trogontherium cuvieri и североамериканский Castoroides ohioensis. Рост последнего, судя по размерам черепа, достигал 2,75 м, а масса 350 кг.
Люди каменного века довольно быстро разработали простые приемы охоты на бобров. Достаточно было нарушить плотину, и чуткий зверь, позабыв об осторожности, приступал к ее восстановлению, подставляя себя под удар дубиной. Около тысячи лет назад в Восточной Европе - на Руси, в Польше и в Литве - сложился организованный промысел бобров. Люди, занятые этим делом, бобровники, имели исключительное право на бобровые гоны (охоту) в княжеских землях. Они же занимались разведением бобров, умели делать отбор по масти, формируя стада черных, карих и рыжих бобров. Секреты селекции передавались из поколения в поколение. Фактически бобры были в то время на положении полудомашних животных. Браконьерство строго наказывалось.
В "Русской правде" - своде законов домонгольской Руси - сказано, что за кражу бобра полагается 12 гривен штрафа. Не в пример всем остальным диким животным бобры были признаны предметом движимой собственности.
Разумно организованный промысел был подорван в годы монгольского ига. Тогда все жители Руси, включая однодневных младенцев, облагались податью, которую платили мехами. Последовало вынужденное усиление охоты на бобров. Кроме мяса и шкуры использовалась "бобровая шерсть" - вычесанный мягкий подшерсток (кастор) и знаменитая "бобровая струя", секрет мускусной железы, желто-бурое желеобразное вещество. Струе приписывались целебные свойства. Она использовалась в виде мазей, настоек, порошков и считалась универсальным средством против болезней - от икоты до истерии и чумы. Магические свойства приписывались также высушенному хвосту бобра.
В фольклоре сибирских аборигенов и американских индейцев звучит одинаковый мотив: бобры - бывшие люди. В Зауралье в старое время манси и ханты были уверены, что бобры понимают речь человека. Поэтому, находясь близко от бобрового поселения, нельзя было плохо отзываться о его хозяевах. В средневековых книгах бобров наделяли человеческими качествами. Писали, что они передвигаются на двух ногах, бревна переносят по двое на плечах и сажают кустики ивы в предварительно разрыхленную землю. В бобровом обществе есть рабы, которым поручают самую тяжелую работу, и есть изгои - неисправимые лентяи, которых прогоняют на все четыре стороны. Верили также, что ношение касторовой шляпы хорошо влияет на умственные способности ее владельца, а ожерелье из зубов бобра ускоряет прорезывание зубов у младенцев.
Почитание бобра многими народами не исключало охоту на него. Североамериканские индейцы перед охотой обращались к вождю бобров - Великому Бобру - с молитвой и приносили ему в жертву табак. Аборигены Западной Сибири мясо бобра съедали, но при этом следили, чтобы ничего не попало собакам. Кости надо было закопать или утопить в воде. В Европе католические священники разрешали потребление мяса бобра даже во время постов. Православное же духовенство категорически запрещает его употребление в пищу. В Новгороде в XIV в. на исповеди задавали специальный вопрос: "Не ядал ли бобровину или конину?"
В XVII - XIX веках, как раз в то время, когда в Старом Свете бобры превращались из промысловых зверей в редких, в Америке, к югу, востоку и западу от Великих озер, разыгралась драматическая "бобровая лихорадка". В Европе меха превращались в золото. Не многие животные так воздействовали на ход истории, как бобры. Они повлияли на судьбы тысяч и тысяч людей - охотников, наемных солдат, искателей приключений, картографов, мехоторговцев, бродяг, миссионеров, вояжеров... Бобровые угодья стали причиной англо-французской войны за обладание Канадой (1756 - 1763). В круговерти событий индейцы отбросили заветы предков и включились в Большую Охоту, меняя бобровый мех на ножи и "огненную воду".
Слово «бобр» унаследовано из праиндоевропейского языка (ср. нем. Biber; жем. Bėbros), образовано неполным удвоением названия коричневого цвета. Реконструируемая основа *bhe-bhru-.
Примечательно, что слово бобр означает животное из отряда грызунов с ценным мехом, а бобёр — мех бобра: бобровый воротник, одежда на бобровом меху.
Происхождение
Впервые бобры появляются в Азии, где их окаменелые останки датируются эоценом. Наиболее известные из вымерших бобров — это гиганты времён плейстоцена, сибирский Trogontherium cuvieri и североамериканский Castoroides ohioensis. Рост последнего, судя по размерам черепа, достигал 2,75 м, а масса 350 кг.
Люди каменного века довольно быстро разработали простые приемы охоты на бобров. Достаточно было нарушить плотину, и чуткий зверь, позабыв об осторожности, приступал к ее восстановлению, подставляя себя под удар дубиной. Около тысячи лет назад в Восточной Европе - на Руси, в Польше и в Литве - сложился организованный промысел бобров. Люди, занятые этим делом, бобровники, имели исключительное право на бобровые гоны (охоту) в княжеских землях. Они же занимались разведением бобров, умели делать отбор по масти, формируя стада черных, карих и рыжих бобров. Секреты селекции передавались из поколения в поколение. Фактически бобры были в то время на положении полудомашних животных. Браконьерство строго наказывалось.
В "Русской правде" - своде законов домонгольской Руси - сказано, что за кражу бобра полагается 12 гривен штрафа. Не в пример всем остальным диким животным бобры были признаны предметом движимой собственности.
Разумно организованный промысел был подорван в годы монгольского ига. Тогда все жители Руси, включая однодневных младенцев, облагались податью, которую платили мехами. Последовало вынужденное усиление охоты на бобров. Кроме мяса и шкуры использовалась "бобровая шерсть" - вычесанный мягкий подшерсток (кастор) и знаменитая "бобровая струя", секрет мускусной железы, желто-бурое желеобразное вещество. Струе приписывались целебные свойства. Она использовалась в виде мазей, настоек, порошков и считалась универсальным средством против болезней - от икоты до истерии и чумы. Магические свойства приписывались также высушенному хвосту бобра.
В фольклоре сибирских аборигенов и американских индейцев звучит одинаковый мотив: бобры - бывшие люди. В Зауралье в старое время манси и ханты были уверены, что бобры понимают речь человека. Поэтому, находясь близко от бобрового поселения, нельзя было плохо отзываться о его хозяевах. В средневековых книгах бобров наделяли человеческими качествами. Писали, что они передвигаются на двух ногах, бревна переносят по двое на плечах и сажают кустики ивы в предварительно разрыхленную землю. В бобровом обществе есть рабы, которым поручают самую тяжелую работу, и есть изгои - неисправимые лентяи, которых прогоняют на все четыре стороны. Верили также, что ношение касторовой шляпы хорошо влияет на умственные способности ее владельца, а ожерелье из зубов бобра ускоряет прорезывание зубов у младенцев.
Почитание бобра многими народами не исключало охоту на него. Североамериканские индейцы перед охотой обращались к вождю бобров - Великому Бобру - с молитвой и приносили ему в жертву табак. Аборигены Западной Сибири мясо бобра съедали, но при этом следили, чтобы ничего не попало собакам. Кости надо было закопать или утопить в воде. В Европе католические священники разрешали потребление мяса бобра даже во время постов. Православное же духовенство категорически запрещает его употребление в пищу. В Новгороде в XIV в. на исповеди задавали специальный вопрос: "Не ядал ли бобровину или конину?"
В XVII - XIX веках, как раз в то время, когда в Старом Свете бобры превращались из промысловых зверей в редких, в Америке, к югу, востоку и западу от Великих озер, разыгралась драматическая "бобровая лихорадка". В Европе меха превращались в золото. Не многие животные так воздействовали на ход истории, как бобры. Они повлияли на судьбы тысяч и тысяч людей - охотников, наемных солдат, искателей приключений, картографов, мехоторговцев, бродяг, миссионеров, вояжеров... Бобровые угодья стали причиной англо-французской войны за обладание Канадой (1756 - 1763). В круговерти событий индейцы отбросили заветы предков и включились в Большую Охоту, меняя бобровый мех на ножи и "огненную воду".
Внешний вид:
Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1-1,3 м, высота в плече — до 35,5 см, а масса — до 30-32 кг. Половой диморфизм выражен слабо, самки крупнее. Тело у бобра приземистое, с укороченными 5-палыми конечностями; задние значительно сильнее передних. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти на лапах сильные, уплощённые. Коготь II пальца задних конечностей раздвоен — им бобр расчёсывает мех. Хвост веслообразный, сильно уплощённый сверху вниз; его длина — до 30 см, ширина — 10-13 см. Волосы на хвосте имеются лишь у его основания. Бо́льшая его часть покрыта крупными роговыми щитками, между которыми растут редкие, короткие и жёсткие волоски. Наверху по средней линии хвоста тянется роговой киль. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие, едва выступающие над уровнем меха. Ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, глаза закрываются мигательными перепонками. Коренные зубы обычно не имеют корней; слабо обособленные корни образуются лишь у отдельных старых особей. Резцы позади изолированы от ротовой полости особыми выростами губ, что позволяет бобру грызть под водой. В кариотипе обыкновенного бобра 48 хромосом (у американского бобра — 40).
Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Линька один раз в году, в конце весны, но продолжается почти до зимы. В анальной области находятся парные железы, жировики и непосредственно сама бобровая струя, которая и выделяет сильно пахнущий секрет — бобровую струю. Сложившееся мнение об использовании жировиков как смазки меха от намокания ошибочно. Секрет жировиков выполняет коммуникативную функцию, исключительно неся информацию о владельце (пол, возраст). Запах бобровой струи служит ориентиром другим бобрам о границе территории бобрового поселения, он уникален, как отпечатки пальцев. Секрет жировиков, используемый совместно со струёй, позволяет дольше сохранять бобровую метку в «рабочем» состоянии благодаря маслянистой структуре, которая испаряется намного дольше секрета бобровой струи.
Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1-1,3 м, высота в плече — до 35,5 см, а масса — до 30-32 кг. Половой диморфизм выражен слабо, самки крупнее. Тело у бобра приземистое, с укороченными 5-палыми конечностями; задние значительно сильнее передних. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти на лапах сильные, уплощённые. Коготь II пальца задних конечностей раздвоен — им бобр расчёсывает мех. Хвост веслообразный, сильно уплощённый сверху вниз; его длина — до 30 см, ширина — 10-13 см. Волосы на хвосте имеются лишь у его основания. Бо́льшая его часть покрыта крупными роговыми щитками, между которыми растут редкие, короткие и жёсткие волоски. Наверху по средней линии хвоста тянется роговой киль. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие, едва выступающие над уровнем меха. Ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, глаза закрываются мигательными перепонками. Коренные зубы обычно не имеют корней; слабо обособленные корни образуются лишь у отдельных старых особей. Резцы позади изолированы от ротовой полости особыми выростами губ, что позволяет бобру грызть под водой. В кариотипе обыкновенного бобра 48 хромосом (у американского бобра — 40).
Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Линька один раз в году, в конце весны, но продолжается почти до зимы. В анальной области находятся парные железы, жировики и непосредственно сама бобровая струя, которая и выделяет сильно пахнущий секрет — бобровую струю. Сложившееся мнение об использовании жировиков как смазки меха от намокания ошибочно. Секрет жировиков выполняет коммуникативную функцию, исключительно неся информацию о владельце (пол, возраст). Запах бобровой струи служит ориентиром другим бобрам о границе территории бобрового поселения, он уникален, как отпечатки пальцев. Секрет жировиков, используемый совместно со струёй, позволяет дольше сохранять бобровую метку в «рабочем» состоянии благодаря маслянистой структуре, которая испаряется намного дольше секрета бобровой струи.
Последний раз редактировалось Акосуа 11 май 2011, 19:25, всего редактировалось 1 раз.
Образ жизни
В раннее историческое время бобры повсеместно населяли лесную, таёжную и лесостепную зоны Евразии, по поймам рек доходя к северу до лесотундры, а к югу — до полупустынь. Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, стариц, прудов и озёр, водохранилищ, ирригационных каналов и карьеров. Избегают широких и быстрых рек, а также водоёмов, промерзающих зимой до дна. Для бобров важно наличие по берегам водоёма древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород, а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей их рацион. Бобры превосходно плавают и ныряют. Большие лёгкие и печень обеспечивают им такие запасы воздуха и артериальной крови, что под водой бобры могут оставаться 10-15 минут, проплывая за это время до 750 м. На суше бобры довольно неуклюжи.
Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов. Семейный участок иногда занимается семьёй в течение многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. На более крупных водоёмах длина семейного участка вдоль берега составляет от 0,3 до 2,9 км. От воды бобры редко удаляются более чем на 200 м. Протяжённость участка зависит от количества кормов. В богатых растительностью местах участки могут соприкасаться и даже пересекаться. Границы своей территории бобры метят секретом мускусных желез — бобровой струёй. Метки наносятся на особые холмики из грязи, ила и веток высотой 30 см и шириной до 1 м. Между собой бобры общаются с помощью пахучих меток, поз, ударов хвостом по воде и криков, напоминающих свист. При опасности плывущий бобр громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Хлопок служит для всех бобров в пределах слышимости сигналом тревоги.
След бобра
Активны бобры ночью и в сумерках. Летом они выходят из жилищ в сумерках и трудятся до 4-6 часов утра. Осенью, когда начинается заготовка кормов на зиму, трудовой день удлиняется до 10-12 часов. Зимой активность снижается и сдвигается на светлое время суток; в это время года на поверхности бобры почти не показываются. При температуре ниже −20 °C животные остаются в своих жилищах.
В раннее историческое время бобры повсеместно населяли лесную, таёжную и лесостепную зоны Евразии, по поймам рек доходя к северу до лесотундры, а к югу — до полупустынь. Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, стариц, прудов и озёр, водохранилищ, ирригационных каналов и карьеров. Избегают широких и быстрых рек, а также водоёмов, промерзающих зимой до дна. Для бобров важно наличие по берегам водоёма древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород, а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей их рацион. Бобры превосходно плавают и ныряют. Большие лёгкие и печень обеспечивают им такие запасы воздуха и артериальной крови, что под водой бобры могут оставаться 10-15 минут, проплывая за это время до 750 м. На суше бобры довольно неуклюжи.
Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов. Семейный участок иногда занимается семьёй в течение многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. На более крупных водоёмах длина семейного участка вдоль берега составляет от 0,3 до 2,9 км. От воды бобры редко удаляются более чем на 200 м. Протяжённость участка зависит от количества кормов. В богатых растительностью местах участки могут соприкасаться и даже пересекаться. Границы своей территории бобры метят секретом мускусных желез — бобровой струёй. Метки наносятся на особые холмики из грязи, ила и веток высотой 30 см и шириной до 1 м. Между собой бобры общаются с помощью пахучих меток, поз, ударов хвостом по воде и криков, напоминающих свист. При опасности плывущий бобр громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Хлопок служит для всех бобров в пределах слышимости сигналом тревоги.
След бобра
Активны бобры ночью и в сумерках. Летом они выходят из жилищ в сумерках и трудятся до 4-6 часов утра. Осенью, когда начинается заготовка кормов на зиму, трудовой день удлиняется до 10-12 часов. Зимой активность снижается и сдвигается на светлое время суток; в это время года на поверхности бобры почти не показываются. При температуре ниже −20 °C животные остаются в своих жилищах.
Хатки и плотины
Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4-5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40-50 сантиметров. Пол обязательно находится на 20 сантиметров выше уровня воды. Если вода в реке поднимается, бобр приподнимает и пол, соскребая землю с потолка. Иногда потолок норы разрушается и на его месте устраивается настил из веток и хвороста, превращая нору в переходный тип убежища — полухатку. Весной в паводок бобры строят на вершинах кустов лёжки из веток и сучьев с подстилкой из сухой травы.
Следы работы бобров
Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на низких заболоченных берегах и на отмелях. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй, высотой до 1-3 м и диаметром до 10-12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через потолок. Несмотря на распространённое мнение, бобры наносят глину при помощи передних лап, а не хвоста (хвост им служит исключительно рулём). Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. С первыми заморозками бобры дополнительно изолируют хатки новым слоем глины. Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода в лазах не замерзает, и бобры имеют возможность выходить в подлёдную толщу водоёма. В сильные морозы над хатками стоит пар, что является признаком обитаемости жилья. Иногда в одном поселении бобров встречаются и хатки и норы. Бобры очень чистоплотны, никогда не засоряют своего жилья остатками еды и экскрементами.
В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды). Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоёме. Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом, кусками сплавины и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. Если водоём имеет быстрое течение и на дне есть камни, они тоже используются как строительный материал. Вес камней может достигать 15-18 кг.
Для возведения плотины выбираются места, где деревья растут ближе к кромке берега. Строительство начинается с того, что бобры вертикально втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями и тростником, заполняя пустоты илом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Порой ветви в бобровых плотинах пускают корни, придавая им дополнительную прочность. Обычная длина плотины 20-30 м, ширина в основании 4-6 м, у гребня — 1-2 м; высота может достигать 4,8 м, хотя обычно — 2 м. Старая плотина легко выдерживает вес человека. Рекорд в постройке плотин принадлежит, однако, не обыкновенным, а канадским бобрам — плотина, построенная ими на р. Джефферсон (Монтана), достигала в длину 700 м. Форма плотины зависит от скорости течения — там, где оно медленное, запруда практически прямая; на быстрых речках она выгнута в сторону течения. Если течение очень сильное, выше по реке бобры воздвигают небольшие дополнительные дамбы. В плотине часто устраивается сток, чтобы ее не прорвало паводком. В среднем на постройку 10 м плотины, у бобровой семьи уходит примерно неделя. Бобры тщательно следят за сохранностью плотины и латают её в случае течи. Иногда в постройке участвуют несколько семей, работающих «посменно».
Выяснилось, что основным стимулом к строительству является шум текущей воды. Обладая прекрасным слухом, бобры безошибочно определяли, где звук изменился, а значит, произошли изменения в структуре плотины. При этом они не обращали внимание даже на отсутствие воды — точно так же бобры реагировали на звук воды, записанный на магнитофон. Дальнейшие опыты показали, что звук, видимо, является не единственным стимулом. Так, трубу, проложенную сквозь плотину, бобры забивали илом и ветками, даже если она проходила по дну и была «неслышна». При этом остаётся не до конца ясным, как бобры распределяют между собой обязанности при коллективной работе.
Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их у основания, отгрызают ветки, затем разделяют ствол на части. Осину диаметром 5-7 см бобр валит за 5 минут; дерево диаметром 40 см валит и разделывает за ночь, так что к утру на месте работы зверька остается только ошкуренный пенёк и кучка стружек. Ствол подгрызенного бобром дерева приобретает характерную форму «песочных часов». Грызет бобр, поднявшись на задние лапы и опираясь на хвост. Его челюсти действуют как пила: чтобы свалить дерево, бобр упирается верхними резцами в его кору и начинает быстро водить нижней челюстью из стороны в сторону, совершая 5-6 движений в секунду. Резцы у бобра самозатачивающиеся: только передняя их сторона покрыта эмалью, задняя состоит из менее твердого дентина. Когда бобр что-либо грызёт, дентин стачивается быстрее, чем эмаль, поэтому передняя кромка зуба всё время остается острой.
Часть веток поваленного дерева бобры поедают на месте, другие сносят и буксируют или сплавляют по воде к своему жилищу или к месту строительства плотины. Иногда они прокапывают в берегу каналы, по которым сплавляют древесный корм. Длина канала достигает сотен метров при ширине 40-50 см и глубине до 1 м.
Питание
Бобры строго растительноядны. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником и т. п., до 300 наименований). Обилие деревьев мягких пород составляет необходимое условие их обитания. Лещина, липа, вяз, черемуха и некоторые другие деревья имеют второстепенное значение в их рационе. Ольху и дуб не едят, но используют для построек. Ежедневное количество пищи составляет до 20 % веса бобра. Крупные зубы и мощный прикус позволяют бобрам легко справляться с твёрдыми растительными кормами. Богатая целлюлозой пища переваривается с участием микрофлоры кишечного тракта. Обычно бобр потребляет в пищу лишь несколько пород деревьев; для перехода на новое питание ему требуется адаптационный период, в течение которого микроорганизмы приспосабливаются к новой диете.
Летом доля травянистых кормов в рационе бобров увеличивается. Осенью бобры занимаются заготовкой древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду, где они вплоть до февраля сохраняют свои пищевые качества. Объём запасов бывает огромным — до 60-70 кубометров на семью. Чтобы корм не вмерзал в лёд, бобры обычно подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависающие берега. Таким образом, даже после того как водоём замерзает, еда остаётся доступной для бобров подо льдом.
Размножение
Бобры моногамны, самка доминирует. Потомство приносят 1 раз в год. Брачный сезон длится с середины января до конца февраля; спаривание происходит в воде подо льдом. Беременность длится 105—107 дней. Детёныши (1-6 в выводке) родятся в апреле — мае. Они полузрячие, хорошо опушённые, весят в среднем 0,45 кг. Через 1-2 суток они уже могут плавать; мать обучает бобрят, буквально выталкивая их в подводный коридор. В возрасте 3-4 недель бобрята переходят на питание листьями и мягкими стеблями трав, но мать продолжает подкармливать их молоком до 3 месяцев. Подросший молодняк обычно еще 2 года не покидает родителей. Лишь в 2 года молодые бобры достигают половой зрелости и отселяются.
В неволе бобр живёт до 35 лет, в природе 10-17 лет.
Влияние бобров на экологию
Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяется многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.
В то же время бобровые запруды способны причинять вред человеческим постройкам. Известны случаи, когда устроенные бобрами разливы затапливали и размывали улицы и железнодорожное полотно и даже служили причиной крушений.
Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4-5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40-50 сантиметров. Пол обязательно находится на 20 сантиметров выше уровня воды. Если вода в реке поднимается, бобр приподнимает и пол, соскребая землю с потолка. Иногда потолок норы разрушается и на его месте устраивается настил из веток и хвороста, превращая нору в переходный тип убежища — полухатку. Весной в паводок бобры строят на вершинах кустов лёжки из веток и сучьев с подстилкой из сухой травы.
Следы работы бобров
Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на низких заболоченных берегах и на отмелях. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй, высотой до 1-3 м и диаметром до 10-12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через потолок. Несмотря на распространённое мнение, бобры наносят глину при помощи передних лап, а не хвоста (хвост им служит исключительно рулём). Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. С первыми заморозками бобры дополнительно изолируют хатки новым слоем глины. Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода в лазах не замерзает, и бобры имеют возможность выходить в подлёдную толщу водоёма. В сильные морозы над хатками стоит пар, что является признаком обитаемости жилья. Иногда в одном поселении бобров встречаются и хатки и норы. Бобры очень чистоплотны, никогда не засоряют своего жилья остатками еды и экскрементами.
В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды). Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоёме. Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом, кусками сплавины и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. Если водоём имеет быстрое течение и на дне есть камни, они тоже используются как строительный материал. Вес камней может достигать 15-18 кг.
Для возведения плотины выбираются места, где деревья растут ближе к кромке берега. Строительство начинается с того, что бобры вертикально втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями и тростником, заполняя пустоты илом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Порой ветви в бобровых плотинах пускают корни, придавая им дополнительную прочность. Обычная длина плотины 20-30 м, ширина в основании 4-6 м, у гребня — 1-2 м; высота может достигать 4,8 м, хотя обычно — 2 м. Старая плотина легко выдерживает вес человека. Рекорд в постройке плотин принадлежит, однако, не обыкновенным, а канадским бобрам — плотина, построенная ими на р. Джефферсон (Монтана), достигала в длину 700 м. Форма плотины зависит от скорости течения — там, где оно медленное, запруда практически прямая; на быстрых речках она выгнута в сторону течения. Если течение очень сильное, выше по реке бобры воздвигают небольшие дополнительные дамбы. В плотине часто устраивается сток, чтобы ее не прорвало паводком. В среднем на постройку 10 м плотины, у бобровой семьи уходит примерно неделя. Бобры тщательно следят за сохранностью плотины и латают её в случае течи. Иногда в постройке участвуют несколько семей, работающих «посменно».
Выяснилось, что основным стимулом к строительству является шум текущей воды. Обладая прекрасным слухом, бобры безошибочно определяли, где звук изменился, а значит, произошли изменения в структуре плотины. При этом они не обращали внимание даже на отсутствие воды — точно так же бобры реагировали на звук воды, записанный на магнитофон. Дальнейшие опыты показали, что звук, видимо, является не единственным стимулом. Так, трубу, проложенную сквозь плотину, бобры забивали илом и ветками, даже если она проходила по дну и была «неслышна». При этом остаётся не до конца ясным, как бобры распределяют между собой обязанности при коллективной работе.
Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их у основания, отгрызают ветки, затем разделяют ствол на части. Осину диаметром 5-7 см бобр валит за 5 минут; дерево диаметром 40 см валит и разделывает за ночь, так что к утру на месте работы зверька остается только ошкуренный пенёк и кучка стружек. Ствол подгрызенного бобром дерева приобретает характерную форму «песочных часов». Грызет бобр, поднявшись на задние лапы и опираясь на хвост. Его челюсти действуют как пила: чтобы свалить дерево, бобр упирается верхними резцами в его кору и начинает быстро водить нижней челюстью из стороны в сторону, совершая 5-6 движений в секунду. Резцы у бобра самозатачивающиеся: только передняя их сторона покрыта эмалью, задняя состоит из менее твердого дентина. Когда бобр что-либо грызёт, дентин стачивается быстрее, чем эмаль, поэтому передняя кромка зуба всё время остается острой.
Часть веток поваленного дерева бобры поедают на месте, другие сносят и буксируют или сплавляют по воде к своему жилищу или к месту строительства плотины. Иногда они прокапывают в берегу каналы, по которым сплавляют древесный корм. Длина канала достигает сотен метров при ширине 40-50 см и глубине до 1 м.
Питание
Бобры строго растительноядны. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником и т. п., до 300 наименований). Обилие деревьев мягких пород составляет необходимое условие их обитания. Лещина, липа, вяз, черемуха и некоторые другие деревья имеют второстепенное значение в их рационе. Ольху и дуб не едят, но используют для построек. Ежедневное количество пищи составляет до 20 % веса бобра. Крупные зубы и мощный прикус позволяют бобрам легко справляться с твёрдыми растительными кормами. Богатая целлюлозой пища переваривается с участием микрофлоры кишечного тракта. Обычно бобр потребляет в пищу лишь несколько пород деревьев; для перехода на новое питание ему требуется адаптационный период, в течение которого микроорганизмы приспосабливаются к новой диете.
Летом доля травянистых кормов в рационе бобров увеличивается. Осенью бобры занимаются заготовкой древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду, где они вплоть до февраля сохраняют свои пищевые качества. Объём запасов бывает огромным — до 60-70 кубометров на семью. Чтобы корм не вмерзал в лёд, бобры обычно подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависающие берега. Таким образом, даже после того как водоём замерзает, еда остаётся доступной для бобров подо льдом.
Размножение
Бобры моногамны, самка доминирует. Потомство приносят 1 раз в год. Брачный сезон длится с середины января до конца февраля; спаривание происходит в воде подо льдом. Беременность длится 105—107 дней. Детёныши (1-6 в выводке) родятся в апреле — мае. Они полузрячие, хорошо опушённые, весят в среднем 0,45 кг. Через 1-2 суток они уже могут плавать; мать обучает бобрят, буквально выталкивая их в подводный коридор. В возрасте 3-4 недель бобрята переходят на питание листьями и мягкими стеблями трав, но мать продолжает подкармливать их молоком до 3 месяцев. Подросший молодняк обычно еще 2 года не покидает родителей. Лишь в 2 года молодые бобры достигают половой зрелости и отселяются.
В неволе бобр живёт до 35 лет, в природе 10-17 лет.
Влияние бобров на экологию
Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяется многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.
В то же время бобровые запруды способны причинять вред человеческим постройкам. Известны случаи, когда устроенные бобрами разливы затапливали и размывали улицы и железнодорожное полотно и даже служили причиной крушений.
Бобр как символ
БОБР -ОБРАЗ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА
Вещество, известное в древности под названием "бобровая струя", вырабатывается парными мускусными железами, расположенными в нижней части брюшной полости бобров, около половых органов. Поэтому в описательной зоологической литературе легко могла возникнуть путаница относительно того, что, собственно, отрезалось у пойманного самца-бобра: тестикулы или мускусная железа. В средневековых книгах о лекарственных веществах, написанных отнюдь не наивными авторами, всегда говорится о тестикулах бобра.
Ситуация, когда термин и обозначаемый им предмет не совпадают, в общем-то, обычна. Следует также учесть, что древние врачи имели дело не с живыми бобрами, а с фрагментами их кожи, заключающими в себе мускусную железу. Неразличение железы и тестикул писателями, которые передают сведения из чужих рук, не должно удивлять. Эта путаница есть уже у Геродота. Сообщая об охоте скифского племени будинов на бобров, Геродот пишет, что "яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки" (Геродот. IV. 109). Если сообщение Геродота принимать буквально, то никакой ошибки в тексте нет; если же полагать, вслед за переводчиком, что речь идет о "бобровой струе", которая добывалась из особой железы, то путаница в сведениях Геродота очевидна.
Добытое вещество использовалось в лечебных целях, что способствовало активной охоте на бобров. Шкура этих зверьков также высоко ценилась. Однако остается совершенно неясным происхождение фантастических сведений о том, что преследуемый охотником бобр отгрызает свои тестикулы и сам бросает их охотнику. Подобные сцены описывают Плиний и Элиан. Для прояснения этого деликатного вопроса следует напомнить, что мускусная железа имеется как у самцов, так и самок бобров. Последние и могли дать повод для слухов о бобрах, прибегающих к самооскоплению.
Литературная история сюжета о диковинном поведении бобра начинается с басни Эзопа. Одного этого обстоятельства достаточно для предположения, что зверь, который увечит себя, чтобы спасти свою жизнь, вовсе не животное, а некое мифологическое существо. Где и когда пересеклись пути бобра, у которого охотник отнимает мускусные железы, и мифологического героя в образе животного, готового пойти на самооскопление, сказать трудно. Несомненно одно: совмещение в одном персонаже двух образов породило фигуру "бобра", готового в случае смертельной опасности отсечь свое мужское достоинство. Дело в том, что несущийся от погони быстроногий зверь изначально никак не мог быть медлительным бобром. Волнующий сценарий преследования охотником "бобра" легко укладывается в русло назидательных притч от возвышенных до скабрезных вариантов. Собственно, это мы и наблюдаем в разных жанрах. Начнем с басни Эзопа.
"Бобр - это животное четвероногое, живет в прудах. Говорят, что из его яичек приготовляют некоторые лекарства. И когда кто-нибудь его увидит и погонится, чтобы убить, то бобр понимает, ради чего его преследуют, и сначала бежит прочь, полагаясь на свои быстрые ноги и надеясь уйти целым: а оказавшись уже на краю гибели, он откусывает и отбрасывает свои яички и этим спасает себе жизнь. Так и разумные люди для спасения жизни ни во что не ставят богатство" (Басни Эзопа. 118).
Об известности этого сюжета в античном мире свидетельствует пассаж из "Метаморфоз" Апулея, где ситуация приобретает черты эротического гротеска. Речь идет о ведьме, наказавшей своего любовника: "Любовника своего, посмевшего полюбить другую женщину, единым словом она обратила в бобра, так как зверь этот, когда ему грозит опасность попасться в плен, спасается от погони, лишая себя детородных членов; она рассчитывала, что и с тем, кто на сторону понес свою любовь, случится нечто подобное" (Апулей. Метаморфозы. 9). "Бобр" - герой-любовник, попавший в трудную ситуацию, выход из которой влечет его превращение в строго противоположную фигуру. Подобная метаморфоза привлекла своей буквальностью христианского интерпретатора "Физиолога", призвавшего жителей града избавиться от блуда самым простым способом.
ОХОТА НА БОБРА
Вопреки ситуации, описанной в басне Эзопа, реальный бобр в случае опасности не полагается на свои быстрые ноги. Этот неуклюжий зверь неповоротлив на суше, но замечательно приспособлен к водной среде, легко и быстро плавает, прекрасно ныряет. Но на суше он, как правило, беспомощен, особенно если застигнут врасплох. Убить этого зверя охотнику не составляло труда. Именно по этой причине промысел на бобров регулировался с древнейших времен. Уже Плинию бобр был известен своей удивительной особенностью срезать зубами большие деревья. Трудно объяснить, каким образом сюжет басни о бобре проник в зоологические трактаты. Причина, видимо, заключалась в занимательности сюжета, а также в невозможности проверить реальное положение дел.
"О животном бобре.
Есть животное, называемое бобр. Кроток весьма и молчалив. Нужнейшее его используют в лечении. И когда его преследуют охотники и он понимает, что его поймают, то, отсекая у себя нужнейшее, бросает охотнику. Если же снова попадется другому охотнику и преследуется, бросается бобр навзничь, и охотник, узнав, что нужнейшего у него нет, уходит от него.
Толкование. И ты, житель града, отдай охотнику то, что его. Охотник - это дьявол, а то, что его, - это в тебе блуд, прелюбодеяние, убийства. Отсеки это и отдай дьяволу, и оставит тебя охотник, дьявол, чтобы и ты сказал: "Душа наша, как птица, освободилась из сети охотящихся"" ("Физиолог", с. 139-140).
Итак, в чем же смысл истории о бобре, если +в ней нет и намека на реальную охоту? По мнению В. Н. Топорова, для выяснения истоков этого сюжета следует предпринять поиск архаического контекста: "Речь идет о мифологических текстах, отвечающих некоей универсальной схеме - растительное божество или мифологический герой, обладающие большой плодородной силой, оказавшись в экстремальной ситуации и зная о своей неизбежной смерти и нисхождении в Нижний мир, отвергают любовь некой земной богини и оскопляют себя, как бы принося жертву на благо жизни людей. [...] Иначе говоря, преследуемый (бобр, олень, противник Громовержца), принеся определенную жертву, вырвав жало продолжения рода и став "безвредным" для преследователя, поступает в услужение к преследователю и "услуживает" ему в той части, где некогда он был особенно силен, но с переменой функций".
"Касторес (греч. бобры) происходит от слова 'кастрировать', ибо их тестикулы пригодны для изготовления лекарств. А также, когда они предчувствуют [приближение] охотника, они сами себя кастрируют и укусами отсекают свою мужскую силу. О них Цицерон в защитной речи Скавра [говорит]: "они откупаются той частью тела, ради которой их чаще всего и ищут". Ювенал [пишет о бобрах]: "кто сам себя евнухом делает, желая скрыться, нанеся ущерб своим тестикулам. Их называют также бобрами (fibri) и даже понтийскими собаками" (Исидор Севильский. Этимологии. ХП. 2. 19).
Сведения о бобре во французском бестиарии XIII в. восходят к "Этимологиям" Исидора Севильского. В иллюстрированном тексте сообщается, что за бобром охотятся, чтобы получить целебное зелье. При бегстве он оскопляет себя, и ловцы получают то, за чем охотились. Изображения бобра напоминают собак, поскольку бобров называли понтийскими собаками (Dicta Chrisostomi, л. 52). Абсолютно неясно упоминание бобра в семнадцатой песне. Ада Данте: "Как там, где алчный немец обитает, садится бобр вести свою войну"
Бобр. Символ трудолюбия (поел. "работает, как бобр"). В христианской традиции он олицетворяет целомудрие и аскетизм, так как считалось, что при преследованиии он кастрирует сам себя. Символ бдительности и миролюбия.
Когда-то широко распространенный в европейских лесах, и в значительно большем количестве видов, чем сейчас, бобр, всегда занятый созидательной работой, стал символом мастеровитости и трудолюбия, а в христианской традиции - аскетизма.
ЭМБЛЕМАТИКА
Бобр, подгрызающий большое дерево.
Я добьюсь этого со временем.
Символ трудолюбия и настойчивости.
Преследуемый охотниками бобр, откусывающий свои яички, чтобы спастись, как как он знает, что именно ради яичек и ведется на него охота.
Жизнь дороже.
Ради спасения жизни можно пожертвовать многим. Наше состояние и все, что у нас имеется из наиболее ценного (за исключением только добродетели и чести), не идет ни в какое сравнение с жизнью.
БОБР -ОБРАЗ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА
Вещество, известное в древности под названием "бобровая струя", вырабатывается парными мускусными железами, расположенными в нижней части брюшной полости бобров, около половых органов. Поэтому в описательной зоологической литературе легко могла возникнуть путаница относительно того, что, собственно, отрезалось у пойманного самца-бобра: тестикулы или мускусная железа. В средневековых книгах о лекарственных веществах, написанных отнюдь не наивными авторами, всегда говорится о тестикулах бобра.
Ситуация, когда термин и обозначаемый им предмет не совпадают, в общем-то, обычна. Следует также учесть, что древние врачи имели дело не с живыми бобрами, а с фрагментами их кожи, заключающими в себе мускусную железу. Неразличение железы и тестикул писателями, которые передают сведения из чужих рук, не должно удивлять. Эта путаница есть уже у Геродота. Сообщая об охоте скифского племени будинов на бобров, Геродот пишет, что "яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки" (Геродот. IV. 109). Если сообщение Геродота принимать буквально, то никакой ошибки в тексте нет; если же полагать, вслед за переводчиком, что речь идет о "бобровой струе", которая добывалась из особой железы, то путаница в сведениях Геродота очевидна.
Добытое вещество использовалось в лечебных целях, что способствовало активной охоте на бобров. Шкура этих зверьков также высоко ценилась. Однако остается совершенно неясным происхождение фантастических сведений о том, что преследуемый охотником бобр отгрызает свои тестикулы и сам бросает их охотнику. Подобные сцены описывают Плиний и Элиан. Для прояснения этого деликатного вопроса следует напомнить, что мускусная железа имеется как у самцов, так и самок бобров. Последние и могли дать повод для слухов о бобрах, прибегающих к самооскоплению.
Литературная история сюжета о диковинном поведении бобра начинается с басни Эзопа. Одного этого обстоятельства достаточно для предположения, что зверь, который увечит себя, чтобы спасти свою жизнь, вовсе не животное, а некое мифологическое существо. Где и когда пересеклись пути бобра, у которого охотник отнимает мускусные железы, и мифологического героя в образе животного, готового пойти на самооскопление, сказать трудно. Несомненно одно: совмещение в одном персонаже двух образов породило фигуру "бобра", готового в случае смертельной опасности отсечь свое мужское достоинство. Дело в том, что несущийся от погони быстроногий зверь изначально никак не мог быть медлительным бобром. Волнующий сценарий преследования охотником "бобра" легко укладывается в русло назидательных притч от возвышенных до скабрезных вариантов. Собственно, это мы и наблюдаем в разных жанрах. Начнем с басни Эзопа.
"Бобр - это животное четвероногое, живет в прудах. Говорят, что из его яичек приготовляют некоторые лекарства. И когда кто-нибудь его увидит и погонится, чтобы убить, то бобр понимает, ради чего его преследуют, и сначала бежит прочь, полагаясь на свои быстрые ноги и надеясь уйти целым: а оказавшись уже на краю гибели, он откусывает и отбрасывает свои яички и этим спасает себе жизнь. Так и разумные люди для спасения жизни ни во что не ставят богатство" (Басни Эзопа. 118).
Об известности этого сюжета в античном мире свидетельствует пассаж из "Метаморфоз" Апулея, где ситуация приобретает черты эротического гротеска. Речь идет о ведьме, наказавшей своего любовника: "Любовника своего, посмевшего полюбить другую женщину, единым словом она обратила в бобра, так как зверь этот, когда ему грозит опасность попасться в плен, спасается от погони, лишая себя детородных членов; она рассчитывала, что и с тем, кто на сторону понес свою любовь, случится нечто подобное" (Апулей. Метаморфозы. 9). "Бобр" - герой-любовник, попавший в трудную ситуацию, выход из которой влечет его превращение в строго противоположную фигуру. Подобная метаморфоза привлекла своей буквальностью христианского интерпретатора "Физиолога", призвавшего жителей града избавиться от блуда самым простым способом.
ОХОТА НА БОБРА
Вопреки ситуации, описанной в басне Эзопа, реальный бобр в случае опасности не полагается на свои быстрые ноги. Этот неуклюжий зверь неповоротлив на суше, но замечательно приспособлен к водной среде, легко и быстро плавает, прекрасно ныряет. Но на суше он, как правило, беспомощен, особенно если застигнут врасплох. Убить этого зверя охотнику не составляло труда. Именно по этой причине промысел на бобров регулировался с древнейших времен. Уже Плинию бобр был известен своей удивительной особенностью срезать зубами большие деревья. Трудно объяснить, каким образом сюжет басни о бобре проник в зоологические трактаты. Причина, видимо, заключалась в занимательности сюжета, а также в невозможности проверить реальное положение дел.
"О животном бобре.
Есть животное, называемое бобр. Кроток весьма и молчалив. Нужнейшее его используют в лечении. И когда его преследуют охотники и он понимает, что его поймают, то, отсекая у себя нужнейшее, бросает охотнику. Если же снова попадется другому охотнику и преследуется, бросается бобр навзничь, и охотник, узнав, что нужнейшего у него нет, уходит от него.
Толкование. И ты, житель града, отдай охотнику то, что его. Охотник - это дьявол, а то, что его, - это в тебе блуд, прелюбодеяние, убийства. Отсеки это и отдай дьяволу, и оставит тебя охотник, дьявол, чтобы и ты сказал: "Душа наша, как птица, освободилась из сети охотящихся"" ("Физиолог", с. 139-140).
Итак, в чем же смысл истории о бобре, если +в ней нет и намека на реальную охоту? По мнению В. Н. Топорова, для выяснения истоков этого сюжета следует предпринять поиск архаического контекста: "Речь идет о мифологических текстах, отвечающих некоей универсальной схеме - растительное божество или мифологический герой, обладающие большой плодородной силой, оказавшись в экстремальной ситуации и зная о своей неизбежной смерти и нисхождении в Нижний мир, отвергают любовь некой земной богини и оскопляют себя, как бы принося жертву на благо жизни людей. [...] Иначе говоря, преследуемый (бобр, олень, противник Громовержца), принеся определенную жертву, вырвав жало продолжения рода и став "безвредным" для преследователя, поступает в услужение к преследователю и "услуживает" ему в той части, где некогда он был особенно силен, но с переменой функций".
"Касторес (греч. бобры) происходит от слова 'кастрировать', ибо их тестикулы пригодны для изготовления лекарств. А также, когда они предчувствуют [приближение] охотника, они сами себя кастрируют и укусами отсекают свою мужскую силу. О них Цицерон в защитной речи Скавра [говорит]: "они откупаются той частью тела, ради которой их чаще всего и ищут". Ювенал [пишет о бобрах]: "кто сам себя евнухом делает, желая скрыться, нанеся ущерб своим тестикулам. Их называют также бобрами (fibri) и даже понтийскими собаками" (Исидор Севильский. Этимологии. ХП. 2. 19).
Сведения о бобре во французском бестиарии XIII в. восходят к "Этимологиям" Исидора Севильского. В иллюстрированном тексте сообщается, что за бобром охотятся, чтобы получить целебное зелье. При бегстве он оскопляет себя, и ловцы получают то, за чем охотились. Изображения бобра напоминают собак, поскольку бобров называли понтийскими собаками (Dicta Chrisostomi, л. 52). Абсолютно неясно упоминание бобра в семнадцатой песне. Ада Данте: "Как там, где алчный немец обитает, садится бобр вести свою войну"
Бобр. Символ трудолюбия (поел. "работает, как бобр"). В христианской традиции он олицетворяет целомудрие и аскетизм, так как считалось, что при преследованиии он кастрирует сам себя. Символ бдительности и миролюбия.
Когда-то широко распространенный в европейских лесах, и в значительно большем количестве видов, чем сейчас, бобр, всегда занятый созидательной работой, стал символом мастеровитости и трудолюбия, а в христианской традиции - аскетизма.
ЭМБЛЕМАТИКА
Бобр, подгрызающий большое дерево.
Я добьюсь этого со временем.
Символ трудолюбия и настойчивости.
Преследуемый охотниками бобр, откусывающий свои яички, чтобы спастись, как как он знает, что именно ради яичек и ведется на него охота.
Жизнь дороже.
Ради спасения жизни можно пожертвовать многим. Наше состояние и все, что у нас имеется из наиболее ценного (за исключением только добродетели и чести), не идет ни в какое сравнение с жизнью.
Выводы:
Обладает привлекательной внешностью (ценная шкурка).
Бобер - человек не сильно практичный, очень полагается на интуицию,чувствительный к эмоциям, переживаниям. Моногамен, семья и дом на первом месте,но парадокс - дом как очаг сложно построить, брак скорее заключается на чувствах. Не любят перемен в жизни, предпочитают стабильность и предсказуемость.Домоседы. "Совы". Чистоплотны. Склонны к самоограничению, не сильно сексуально активны.Если женщина,то доминирует в союзе.
Самобичевание. Трудолюбивы.
Профессия
Человек,который строит на эмоциях и переживаниях вполне конкретные объекты, воздействуя этим на людей -склонность к искусству,так как и сам в нем живет. Хороший слух.
Здоровье - с трудом переносит новые продукты, лучше придерживаться вегетарианства. Могут быть проблемы с зубами.
Обладает привлекательной внешностью (ценная шкурка).
Бобер - человек не сильно практичный, очень полагается на интуицию,чувствительный к эмоциям, переживаниям. Моногамен, семья и дом на первом месте,но парадокс - дом как очаг сложно построить, брак скорее заключается на чувствах. Не любят перемен в жизни, предпочитают стабильность и предсказуемость.Домоседы. "Совы". Чистоплотны. Склонны к самоограничению, не сильно сексуально активны.Если женщина,то доминирует в союзе.
Самобичевание. Трудолюбивы.
Профессия
Человек,который строит на эмоциях и переживаниях вполне конкретные объекты, воздействуя этим на людей -склонность к искусству,так как и сам в нем живет. Хороший слух.
Здоровье - с трудом переносит новые продукты, лучше придерживаться вегетарианства. Могут быть проблемы с зубами.